Об утверждении Положения о порядке публикации открытых данных на официальном сайте администрации Кучерлинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»


141 Кб
скачать

39 от 31.03.2017




ПОСТАНОВЛЕНИЕ

АДМИНИСТРАЦИИ КУЧЕРЛИНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА

ТУРКМЕНСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

31 марта 2017 г. с. Кучерла № 39

Об утверждении Положения о порядке публикации открытых данных на официальном сайте администрации Кучерлинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

В соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных», приказом Минкомсвязи России от 27 июня 2013 г. № 149 «Об утверждении Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами и органами местного самоуправления в сети «Интернет» в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования», методическими рекомендациями по публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления, а также технические требования к публикации открытых данных. Версия 3.0», утвержденными протоколом заседания Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого Правительства от 29 мая 2014 г. № 4, администрация Кучерлинского сельсовета

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

1. Утвердить Положение о порядке публикации открытых данных на официальном сайте администрации Кучерлинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» согласно приложению.

2. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

3. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального обнародования.

Глава Кучерлинского сельсовета

Туркменского района Ставропольского края Б.М. Хиясов

УТВЕРЖДЕНО

постановлением

администрации

Кучерлинского сельсовета

Туркменского района

Ставропольского края

от 31 марта 2017 г. № 39

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке публикации открытых данных на официальном сайте администрации Кучерлинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

1. Общие положения

1. Настоящее Положение о порядке публикации открытых данных на официальном сайте администрации Кучерлинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных», приказом Минкомсвязи России от 27 июня 2013 г. № 149 «Об утверждении Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами и органами местного самоуправления в сети «Интернет» в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования», методическими рекомендациями по публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления, а также технические требования к публикации открытых данных. Версия 3.0», утвержденными протоколом заседания Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого Правительства от 29 мая 2014 г. № 4, содержит основные правила, устанавливающие порядок публикации открытых данных на официальном сайте администрации Кучерлинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2. В настоящем Положении используются следующие термины:

абстрактная модель - модель, отражающая общие характеристики моделируемого явления. Данный тип модели представляет информацию о качественных характеристиках моделируемого объекта или явления;

востребованный набор открытых данных - опубликованный набор открытых данных, пользующийся популярностью у пользователей;

сводный реестр наборов открытых данных - реестр, ведущийся администрацией Кучерлинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края (далее – Администрация), содержащий сведения обо всех реестрах наборов, а также сведения об иных востребованных реестрах Администрации и наборах открытых данных;

интерфейс прикладного программирования (API) - набор готовых классов, функций, структур и констант, предоставляемых приложением (библиотекой, сервисом) для использования во внешних программных продуктах;

машиночитаемые данные - данные, представленные в описанном формате, позволяющем информационным системам без участия человека идентифицировать, обрабатывать, преобразовывать такие данные и их составные части (элементы), а также обеспечивать доступ к ним;

метаданные (метаинформация) - структурированная информация, описывающая, разъясняющая, а также позволяющая находить или иным способом упрощать извлечение, использование или управление информационными ресурсами;

набор открытых данных (набор данных) - совокупность однородных элементов машиночитаемых данных и описывающей их метаинформации;

обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию, либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

онтология - средство связывания атрибутов наборов открытых данных между собой, представляет собой терминологический словарь синонимов или соотношений;

опубликование (публикация) - размещение информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для обеспечения доступа к ней неопределенного круга лиц;

открытые данные - информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования;

открытые государственные данные - открытые данные, опубликованные Администрацией или организациями, подведомственными Администрации;

ответственный представитель за публикацию открытых данных (ответственный за публикацию, публикатор) - должностное лицо, уполномоченное представлять Администрацию по вопросам публикации открытых данных;

паспорт открытых данных - совокупность сведений о наборе открытых данных, необходимых для установления факта принадлежности набора открытых данных к той или иной тематической рубрике, его потенциальной пригодности для решения задач потребителя, а также установления адреса размещения, способа загрузки и последующей автоматической обработки набора открытых данных;

потребитель открытых государственных данных (конечный потребитель) - субъект российской или международной юрисдикции, имеющий намерение и полное право использовать Открытые государственные данные в соответствии с Открытой Лицензией;

портал открытых данных Российской Федерации - комплексная государственная информационная система, которая реализует функцию предоставления неограниченному кругу лиц доступа к реестру наборов открытых данных органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, действующих на территории Российской Федерации, а также иные функции, обеспечивающие реализацию политики Российской Федерации в области публикации открытых данных;

портал открытых данных Администрации - информационная система, которая реализует функцию предоставления неограниченному кругу лиц доступа к реестру наборов открытых данных Администрации, а также иные функции, обеспечивающие реализацию политики Российской Федерации в области публикации открытых данных;

раздел открытых данных на официальном сайте - раздел сайта Администрации по вопросам публикации открытых данных;

реестр наборов открытых данных - систематизированный перечень наборов открытых данных, позволяющий в автоматическом режиме осуществлять навигацию по наборам открытых данных и получать ключевые параметры этих наборов, включая гиперссылки, необходимые для доступа к наборам открытых данных;

реестр наборов открытых данных Администрации - реестр наборов открытых данных, включающий сведения о наборах открытых данных Администрации;

связанные данные (Linked Data) - метод публикации структурированных данных, предусматривающий стандартизированное именование и связывание данных в целях обеспечения автоматической идентификации, обработки и преобразования информационными системами, соответствующий принципам связывания данных;

специфические типы данных - данные, публикуемые в виде открытых данных, содержащие особенности в части использования узкоспециализированных справочников, онтологий и классификаторов, которые необходимо публиковать в виде открытых данных и/или указывать ссылки их публикации;

система управления содержимым (CMS) - информационная система, используемая для обеспечения и организации совместного процесса создания, редактирования и управления содержимым сайта (например, Joomla, WordPress, Drupal);

CSV - (Comma-Separated Values - значения, разделенные запятыми) - текстовый формат, предназначенный для представления табличных данных. Каждая строка файла - это одна строка таблицы. Значения отдельных колонок отделяются друг от друга установленным в системе разделительным символом (delimiter);

HTML+Microdata - Микроданные (англ. microdata) - совокупность методов семантической разметки данных с использованием элементов языка HTML. Обеспечивает возможность автоматического считывания включенной в HTML-документ атрибутивной информации при сохранении стандартной функциональности (визуального просмотра документа с использованием браузера);

HTML+RDFa - (RDF in attributes) - запись внутри атрибутов произвольного HTML-документа. Пользователь-человек может воспринимать размеченную страницу как обычную веб-страницу (через браузер); в то же время программы-обработчики способны извлечь из такой страницы структурированную информацию, следуя определенным соглашениям;

JSON - (JavaScript Object N otation) - текстовый формат обмена данными, основанный на JavaScript и обычно используемый именно с этим языком. Как и многие другие текстовые форматы, JSON легко читается людьми;

RDF - (Resource Description Framework) - модель, разработанная Консорциумом Всемирной паутины (W3C) для представления данных, в особенности - метаданных. RDF представляет сведения о ресурсах в пригодном для машинной обработки виде;

XML - (eXtensible Markup Language - расширяемый язык разметки) - язык разметки, рекомендованный Консорциумом Всемирной паутины (W3C). Спецификация XML описывает XML-документы и частично описывает поведение XML-процессоров (программ, читающих XML-документы и обеспечивающих доступ к их содержимому);

3. Основной целевой аудиторией являются представители Администрации, ответственные за публикацию открытых данных органов местного самоуправления, сотрудники органов местного самоуправления, являющиеся обладателями информации, и технические специалисты, организующие работу по публикации открытых данных в требуемом представлении.

4. Опубликованию в форме открытых данных подлежат сведения, содержащие информацию о деятельности Администрации, размещаемую в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а также сведения, содержащие информацию, собираемую, хранимую, обрабатываемую или публикуемую Администрацией в рамках реализации своих полномочий.

Опубликование информации в форме открытых данных необходимо осуществлять поэтапно, учитывая при этом следующие факторы:

а) востребованность соответствующих наборов открытых данных потенциальными потребителями информации, оцениваемую в соответствии с методикой мониторинга и оценки востребованности открытых данных;

б) степень готовности, характеризующуюся наличием необходимых данных в электронном виде, а также готовностью организационных, технических, технологических и иных средств, необходимых для опубликования наборов открытых данных;

в) затраты на публикацию (финансовые, временные, трудовые), необходимые для опубликования наборов открытых данных и поддержания их в актуальном состоянии.

Сведения, обладающие высокой востребованностью и степенью готовности, требующие при этом минимальных затрат, должны публиковаться в форме открытых данных Администрацией в первоочередном порядке.

Для повышения степени готовности сведений к опубликованию в форме открытых данных Администрации рекомендуется при проведении работ по проектированию, созданию или развитию автоматизированных систем устанавливать соответствующие требования к таким работам, предусматривающие использование машиночитаемых данных при сборе, обработке, хранении и публикации сведений.

При формировании как реестра наборов открытых данных, так и самих наборов открытых данных, следует учитывать:

а) публикации подлежат первичные данные, не подвергнутые предварительной обработке;

б) для каждого набора данных должно быть определено должностное лицо, ответственное по вопросам публикации открытых данных;

в) для каждого набора данных должна быть установлена периодичность обновления с учетом потребностей потребителей открытых данных.

Сформированный реестр открытых данных утверждается Администрацией и подлежит публикации на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

II. Требования к условиям использования открытых данных

5. При публикации набора открытых данных на странице набора в обязательном порядке должно присутствовать описание условий использования данных (например, ссылка на открытую лицензию) или ссылка на текст опубликованного документа, устанавливающего такие условия.

Условия использования не должны требовать от пользователей заключения какого-либо договора с Администрацией.

Условия использования не должны ограничивать потребителей открытых данных в применении данных наборов в некоммерческих и коммерческих целях.

Условия использования должны предполагать безвозмездное предоставление открытых данных.

Должно присутствовать требование наличия ссылки на источники публикации наборов данных в проектах (в условиях использования), использующих данные наборы.

Рекомендуется при публикации открытых данных использовать открытую лицензию, содержащую требования, приведенные в п. 7, или требования, соответствующие международным лицензиям Creative Commons или Open Data Commons.

В условиях использования должны отсутствовать требования регистрации и/или авторизации на сайте для возможности использования открытых данных.

Условия использования открытых данных не должны иметь противоречий и расхождений с законодательством Российской Федерации, а также нормами международного права.

Намеренное затруднение для выполнения поиска и анализа массивов открытых данных с использованием машинных алгоритмов (например, искажения или замены кириллических символов на похожие латинские) находится в зоне ответственности публикатора открытых данных, а также Администрации - владельца информации, размещаемой в виде наборов открытых данных.

6. Не подлежит публикации и распространению информация в форме открытых данных, составляющая государственную тайну.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В случае необходимости публикации информации, включающей персональные данные, необходимо выполнять обезличивание данных в соответствии с действующим законодательством.

7. Публиковать открытые данные рекомендуется с использованием открытой лицензии, которая включает представленные ниже положения и позволяет определить права и ограничения по использованию открытых данных.

Публикатор предоставляет потребителю открытых государственных данных бессрочное, бесплатное, неисключительное право использовать открытые данные в соответствии со следующими требованиями.

Потребитель открытых данных вправе:

- воспроизводить, копировать, публиковать и передавать открытые данные;

- распространять открытые данные и перегруппировывать их составные части;

- адаптировать, модифицировать или извлекать информацию из открытых данных;

- использовать открытые данные в коммерческих целях при производстве нового товара или услуги.

Потребителю открытых данных разрешено любое использование (включая коммерческое) при условии наличия ссылки на первоисточник (обязан размещать упоминание об источнике: имя или контактное лицо ответственного представителя посредством предоставления URL, содержащего исходный вариант открытых данных).

Открытые данные становятся доступными при их непосредственном производстве или их получении от обладателя информации без каких-либо иных прямых или косвенных гарантий, не предусмотренных настоящими условиями использования.

Потребитель имеет исключительное право на переработку открытых данных. При данной переработке потребитель обязуется не вовлекать третью сторону в процесс переработки, обязуется не искажать содержание открытых данных, их первоисточник и время последнего обновления.

III. Технологическая инфраструктура

8. Государственная информация, подлежащая опубликованию в виде набора открытых данных или гиперссылок на соответствующие наборы данных, должна размещаться на официальном сайте Администрации, являющейся обладателем информации.

Вместе с тем, существует следующий перечень возможных способов публикации наборов открытых государственных данных:

1) обязательные способы публикации открытых данных;

2) альтернативные (дополнительные) способы публикации открытых данных.

9. Обязательные способы публикации открытых данных предполагают использование одного из трех способов публикации:

- через раздел открытых данных на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной в сети «Интернет»;

- через портал открытых данных Администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

- через портал открытых данных Российской Федерации в сети в информационно-телекоммуникационной «Интернет».

10. Публикация открытых данных через раздел открытых данных на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной в сети «Интернет» - данный метод является одним из наиболее простых с точки зрения Публикатора - предоставление наборов открытых данных в виде файлов для загрузки с веб-страниц.

Для реализации этого выдвигается следующий список рекомендаций Администрации:

1) на официальном сайте должна быть создана специализированная страница для публикации открытых данных в машиночитаемых форматах (далее - страница открытых данных);

2) на главной странице официального сайта должна располагаться визуально различимая гиперссылка на страницу наборов открытых данных с надписью «Открытые данные»;

3) страница открытых данных должна содержать реестр наборов открытых данных.

4) для каждого опубликованного набора открытых данных на официальном сайте Админстрации должна быть предусмотрена прямая ссылка на набор открытых данных;

5) в целях доступности страниц открытых данных для поисковых роботов должна быть размещена ссылка на реестр наборов открытых данных - разрешение в robots.txt, указание в sitemap.xml.

11. Публикация открытых данных через портал открытых данных Администрации - данный способ представляет собой вариант развития раздела в самостоятельный портал открытых данных с необходимостью размещения расширенного реестра наборов открытых данных с классификацией размещенных данных, а также с их визуализацией.

Использование портала ограничивает требования по машинному представлению реестра и паспортов наборов открытых данных в пользу свободных требований к использованию адресов паспортов наборов открытых данных и машиночитаемому представлению реестра и паспортов. В случае реализации собственного портала необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

1) портал открытых данных должен содержать реестр наборов открытых данных, состоящий из ссылок на отдельные страницы наборов открытых данных;

2) портал открытых данных должен обеспечивать централизованный учет наборов открытых данных, форматов, способов хранения и использования имеющихся наборов открытых данных, единого хранилища открытых данных;

3) портал открытых данных должен обеспечивать классификацию и поиск, предназначенный для систематизированной классификации всех собранных на портале открытых данных. На портале должна быть реализована функция навигации по наборам открытых данных.

Классификацию наборов данных на портале рекомендуется осуществлять по следующему списку параметров и их характеристик:

- организационная структура - классификация данных по подразделениям, публикующим открытые данные на портале (департаменты, территориальные органы, подведомственные организации и другие, в зависимости от структуры Администрации);

- форматы данных - классификация по способу/форматам представляемых данных (CSV, XML, JSON, API, RDF);

- предметная область:

- по ключевым словам - классификация по перечню ключевых слов;

- по тематическим разделам;

- качество данных - классификация по определенным меткам определения шкалы качества данных (например, в соответствии с пятизвездной моделью представления данных или собственной шкалой качества данных);

- периодичность обновления и актуальность данных - оперативные данные (высокая периодичность актуализации данных - чаще чем 1 раз в неделю), долговременные данные (реже 1 раза в неделю);

- популярность среди потребителей данных - классификация по инструменту голосования и посещения наборов открытых данных, а также по активности обсуждения наборов открытых данных;

- пользовательская лояльность - классификация по удовлетворенности совершенствования наборов данных на основе обратной связи с потребителями наборов открытых данных;

4) портал должен обеспечивать информационное представление и публичный доступ к аналитической и статистической информации по открытым государственным данным гражданам, государственным и другим организациям путем предоставления информации (счетчики посещения наборов открытых данных, счетчики загрузки файлов открытых данных);

5) портал должен содержать коммуникативную площадку или использовать коммуникативную площадку для обмена мнениями между заинтересованными потребителями открытых данных различных тематик с целью использования механизмов общественного контроля качества открытых данных в части обеспечения достоверности, полноты и актуальности открытых данных, в том числе посредством механизмов обратной связи;

6) портал должен содержать инструменты визуализации размещенных наборов открытых данных на портале:

- табличная визуализация (с возможностью построения различного рода графиков);

- картографическая визуализация (для данных, содержащих геометки).

7) в целях доступности страниц открытых данных для поисковых роботов должна быть размещена ссылка на реестр наборов открытых данных - разрешение в robots.txt, указание в sitemap.xml;

8) рекомендуется предоставлять возможности API (спецификации в Приложении 10).

Рекомендуемыми инструментами реализации собственных порталов открытых данных могут быть свободно используемые платформы данных с открытым исходным кодом - CKAN (Comprehensive Knowledge Archive Network) или DKAN (Drupal Knowledge Archive Network).

12. Публикация открытых данных через портал открытых данных Российской Федерации

Данный способ представляет собой развитие раздела открытых данных Администрации на платформе портала открытых данных Российской Федерации с необходимостью размещения наборов открытых данных своей организации, используя инструменты публикации и визуализации наборов открытых данных указанного портала. Использование портала не предъявляет дополнительных требований по машинному представлению реестра и паспортов наборов открытых данных, за исключением текущих правил машиночитаемости и файлового представления опубликованных наборов открытых данных, определенных настоящими Методическими рекомендациями.

Публикация открытых данных осуществляется средствами личного кабинета портала открытых данных Российской Федерации.

13. Альтернативные (дополнительные) способы публикации открытых данных:

1) публикация через сайт третьей стороны - данный метод является предпочтительным в том случае, когда одной из целей является получение обратной связи от наибольшего числа потребителей целевой аудитории.

Более того, сторонний сайт может содержать средства визуализации и иные аналитические инструменты.

2) публикация через ftp-сервер - данный метод удобен в использовании в том случае, когда целевая аудитория владеет необходимыми компетенциями для взаимодействия с наборами открытых данных описываемым методом.

Также данный метод является актуальным в том случае, когда информация набора обновляется с высокой периодичностью, либо когда для таких наборов открытых данных необходимы значительные ресурсы для их перемещения и/или хранения.

3) публикация через файлообменный протокол BitTorrent - данный метод является одним из наиболее подходящих альтернативных способов в том случае, когда размеры наборов открытых данных значительны.

Более того, сама идеология торрент-систем подразумевает увеличение предложения пропорционально уровню спроса на скачиваемые наборы, поскольку система торрентов путем диверсификации минимизирует риски перегруженности сервера (что не исключается в случае ftp-сервера).

IV. Порядок публикации наборов открытых данных

14. Общие правила публикации в форме открытых данных, предъявляемые к Администрации:

1) Администрация переводит набор данных в машиночитаемый формат, в котором этот набор открытых данных подлежит публикации;

2) Администрация публикует набор данных, добавляет необходимую информацию на страницу раздела (портала) открытых данных и предоставляет ссылку на страницу соответствующего набора (файлового представления набора) открытых данных. Страница набора открытых данных должна включать ссылку на загрузку выбранной версии открытых данных или на интерфейс программного представления (API);

3) Администрация проверяет доступность опубликованного набора открытых данных для пользователей официального сайта Администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

4) Администрация передает в виде файла в машиночитаемом формате запись об опубликованном наборе открытых данных, выгруженную из реестра наборов данных, открытых Администрацией, в уполномоченный орган государственной власти;

5) уполномоченный орган государственной власти обновляет сводный реестр открытых данных, а также другую информацию об опубликованных наборах открытых государственных данных, которую они ведут на странице в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для публикации сводной информации о данных, открытых государственными органами или органом местного самоуправления в машиночитаемых форматах, тем самым поддерживая сводный реестр наборов открытых данных в актуальном состоянии.

V. Требования к публикации реестра наборов открытых данных

15. Общие требования к публикации реестра наборов открытых данных

На странице публикации наборов открытых данных должен содержаться заголовок «Открытые данные» и обеспечиваться доступ пользователям в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» к следующим элементам:

1) реестр наборов открытых данных;

2) статистическая информация о наборах открытых данных (общее количество наборов открытых данных);

3) средства поиска наборов открытых данных (в случае наличия более 20 наборов открытых данных);

4) описание условий использования наборов открытых данных;

5) инструмент запроса на предоставление информации в виде наборов открытых данных.

16. Требования к публикации реестра наборов открытых данных через раздел открытых данных на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

1) Адрес страницы раздела «Открытые данные» на официальном сайте Администрации должен формироваться по следующему шаблону: «<адрес официального сайта>/opendata».

В случае кириллического адреса сайта он может быть продублирован по адресу «<адрес официального сайта>/открытые-данные» (Допускается публикация из адреса поддоменного уровня «opendata.<адрес официального сайта>»).

2) Реестр наборов открытых данных должен иметь человекочитаемое представление (с использованием средств визуализации) и машиночитаемое представление. Человекочитаемое представление реестра наборов открытых данных должно содержать следующую информацию:

- порядковый номер набора открытых данных;

- наименование набора открытых данных;

- формат представления набора открытых данных;

- ссылка на страницу набора открытых данных.

3) Машиночитаемое представление реестра наборов открытых данных должно быть реализовано в одном из следующих форматов:

- CSV;

- XML;

- JSON;

- HTML+RDFa;

- HTML+Microdata.

4) Машиночитаемое представление реестра наборов открытых данных должно содержать следующую информацию о каждом наборе открытых данных:

- идентификационный номер набора открытых данных;

- название набора открытых данных;

- ссылка на машиночитаемое представление паспорта набора открытых данных;

- формат набора открытых данных.

5) Адрес машиночитаемого представления реестра открытых данных должен задаваться по следующему правилу:

<адрес-официального сайта>/opendata/list.расширение формата (opendata.<адрес официального сайта>/list.расширение формата)

17. Требования к публикации через портал открытых данных Администрации.

1) Портал открытых данных должен находиться по адресу: «opendata.<адрес портала>» (допускается размещать портал по собственному адресу).

Дополнительно возможно существование второго (дублирующего) варианта ссылки «открытые-данные.<адрес портала>» в случае кириллического адреса сайта.

2) Реестр наборов открытых данных портала должен иметь машиночитаемое представление.

3) Адрес машиночитаемого представления реестра открытых данных должен задаваться по следующему правилу: opendata.<адрес портала>/list.расширение формата (или <адрес портала>/list.расширение формата)

4) Портал открытых данных Администрации должен удовлетворять требованиям публикации наборов открытых данных через официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», описанным в пункте 11.

18. Требования к публикации через портал открытых данных Российской Федерации.

При публикации открытых данных на портале открытых данных Российской Федерации предъявляются общие требования к публикации набора открытых данных, определенные в пункте 19.

19. Общие требования к публикации набора открытых данных

Содержание страницы набора открытых данных должно состоять из метаинформации по публикуемому набору открытых данных, машиночитаемого представления набора открытых данных, а также человекочитаемому представлению открытых данных (визуализация данных, пользовательское взаимодействие и других). При публикации набора открытых данных должна указываться информация о версии Методических рекомендаций, в соответствии с которой публикуется набор открытых данных.

Заголовок страницы набора открытых данных должен соответствовать его названию.

Страница набора открытых данных должна обеспечивать предоставление доступа пользователям информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» к следующим элементам набора открытых данных:

1) паспорт набора открытых данных в человекочитаемом виде (визуальном интерфейсе) и в машиночитаемом виде (файла для загрузки, инструмента программного интерфейса);

2) структура набора открытых данных в машиночитаемом виде (CSV, XSD или JSON представлении в зависимости от формата файла открытых данных);

3) описание условий использования набора открытых данных (открытая лицензия на использование наборов открытых данных);

4) открытые данные в человекочитаемом виде (визуальном интерфейсе) и в машиночитаемом виде в одном из форматов: CSV, XML, JSON, RDF или в виде API;

5) возможность визуального просмотра и немедленной загрузки опубликованного набора открытых данных без требований по дополнительной авторизации, прохождения CAPTCHA-теста и иных ограничений;

6) инструмент повышения качества наборов открытых данных (обратной связи, экранных форм для обратной связи в виде комментариев, либо ссылок на экранные формы для обратной связи), позволяющий пользователям информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» оставлять предложения и отзывы по предоставленному набору открытых данных, в том числе по ошибкам, выявленным в наборе открытых данных. Инструмент обратной связи должен позволять потребителям наборов открытых данных указывать на ошибки и несоответствия в визуальном представлении наборов открытых данных и публиковать все поступившие замечания на единой странице, относящейся к данному набору открытых данных. Ответы представителей государственных органов должны публиковаться на той же странице. Обратная связь, реализованная на странице набора открытых данных, должна обеспечивать привязку вводимой пользователем информации к соответствующему набору открытых данных.

20. Публикация метаинформации набора открытых данных

Метаинформация набора открытых данных включает полное описание набора открытых данных.

Метаинформация набора открытых данных состоит из следующих частей:

- паспорт набора открытых данных;

- структура набора открытых данных;

- другая информация, описывающая набор открытых данных.

Паспорт и структура набора открытых данных являются обязательными требованиями к машиночитаемому представлению.

Метаинформация набора открытых данных не должна иметь никаких дополнительных ограничений на использование (например, ссылки на системы координат в закрытых форматах).

21. Публикация паспорта набора открытых данных.

Страница набора открытых данных должна содержать паспорт набора открытых данных.

Заголовок страницы набора открытых данных должен соответствовать названию набора открытых данных.

Паспорт набора открытых данных должен иметь четко заданную структуру следующего вида:

1

Идентификационный номер

2

Наименование набора открытых данных

3

Описание набора открытых данных

4

Владелец набора открытых данных

5

Ответственное лицо

6

Телефон ответственного лица

7

Адрес электронной почты ответственного лица

8

Гиперссылка (URL) на открытые данные

9

Формат набора открытых данных

10

Описание структуры набора открытых данных

11

Дата первой публикации набора открытых данных

12

Дата последнего внесения изменений

13

Содержание последнего изменения

14

Дата актуальности набора данных

15

Ключевые слова, соответствующие содержанию набора данных

16

Гиперссылки (URL) на версии открытых данных

17

Гиперссылки (URL) на версии структуры набора данных

18

Версия методических рекомендаций

1) идентификационный номер (код) набора открытых данных формируется следующим образом:

- формат идентификационного номера: <код организации>-<наименование набора>;

- код организации представляет собой идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), соответствующий Администрации или организации, опубликовавшей набор открытых данных;

- наименование набора открытых данных - сокращенное англоязычное название набора открытых данных, указывается в одно слово (уникальное в пределах организации).

2) наименование набора открытых данных выбирается следующим образом:

- наименование набора данных должно отражать его содержание;

- наименование набора открытых данных не должно повторять информацию, содержащуюся в идентификационном номере (коде) набора открытых данных. Наименование должно быть уникальным в пределах организации.

22. Публикация структуры набора открытых данных:

1) структура наборов открытых данных должна представлять описание каждого информационного поля открытых данных;

2) структура открытых данных должна иметь машиночитаемое представление в формате XSD для открытых данных, представленных в формате XML или RDF;

3) структура наборов открытых данных должна иметь машиночитаемое представление в формате CSV для наборов открытых данных в формате CSV;

4) структура наборов открытых данных должна иметь машиночитаемое представление в формате JSON для наборов открытых данных в формате JSON;

5) при изменении структуры открытых данных должна обеспечиваться версионность структуры и соответствие данной версии последующим итерациям открытых данных;

6) необходимо обеспечивать хранение всех версий структуры открытых данных;

7) атрибуты каждой структуры открытых данных должны иметь англоязычное представление (в виде англоязычных имен или краткого текста транслитерации);

8) описание структуры открытых данных должно содержать описание (в том числе в виде ссылок) всех справочников, онтологий и классификаторов, используемых для формирования набора открытых данных;

9) при использовании общепринятых стандартов, систем и справочников обязательным требованием является указание данных онтологий в структуре набора открытых данных. При использовании собственных справочников необходимо указывать ссылку на справочник или на онтологию справочника в структуре набора открытых данных. Используемые общепринятые стандарты, системы и справочники не должны иметь никаких ограничений в использовании;

10) при публикации специфических наборов (различные тематические направления, например, геоданные) необходимо использовать унифицированные онтологии с обязательным указанием наименования и ссылки на онтологию в структуре набора;

11) в случае предоставления доступа к набору открытых данных через программный интерфейс указывается гиперссылка на файл, содержащий описание такого интерфейса и условия открытого использования.

23. Публикация другой информации, описывающей набор открытых данных.

Предъявляется требование к необходимости публикации исходных документов (информации, которая преобразуется в открытые данные) на странице набора открытых данных в качестве дополнительной информации к открытым данным.

24. Машиночитаемое представление открытых данных должно быть реализовано посредством представления данных через API или в одном из перечисленных форматов: CSV, XML, JSON, любой из открытых форматов, реализующих модель RDF.

Название и адрес размещения машиночитаемого представления открытых данных должно соответствовать одному из следующих шаблонов:

- <адрес официального сайта>/opendata/<код организации>-<наименование набора>.расширение файла - в случае публикации через раздел открытых данных на официальном сайте;

- opendata.<адрес официального сайта>/<код организации>-<наименование набора>.расширение файла - в случае публикации через портал открытых данных государственного органа.

25. Общие требования к публикации машиночитаемого представления набора открытых данных:

а) открытые данные должны публиковаться в форматах CSV, XML, JSON, RDF или с применением API (в случае наборов открытых данных со специфическими особенностями). В формате CSV рекомендуется публиковать данные, имеющие плоскую табличную форму, при этом в содержании записи не допускается использование символа перевода строки. Сложные иерархические данные рекомендуется публиковать в форматах XML, JSON. Для облегчения последующего процесса связывания наборов данных рекомендуется публиковать в одном из открытых форматов, реализующих модель RDF;

б) в случае если размер набора имеет значительный объем данных (более 30 Мбайт), рекомендуется архивировать его с помощью алгоритма архивирования, имеющего спецификацию в виде открытого стандарта согласно п. 27;

в) для представления наборов открытых данных, содержащих сведения из различных предметных областей, должны использоваться существующие форматы разметки типовых данных (schema.org, YMapsML, XAL и т.п.), имеющие опубликованную спецификацию;

г) необходимо избегать смены формата представления открытых данных, так как это может затруднить процесс автоматической обработки. В случае смены формата необходимо заранее уведомлять потребителей и фиксировать суть изменений (например, путем установки соответствующего значения параметра «Содержание последнего изменения» в «Изменение структуры данных» набора открытых данных);

д) атрибуты каждого набора открытых данных должны иметь краткое англоязычное представление (в виде англоязычных имен или краткого текста транслитерации);

е) машиночитаемое представление набора открытых данных (в соответствующем формате или через API) должно обеспечивать возможность автоматической идентификации и обработки информационными системами составных элементов набора (записей, сущностей и т.д.) и атрибутов этих элементов; не допускается представление данных в неструктурированной форме, затрудняющей автоматическую обработку (например, недопустимо представление набора данных в виде бинарных данных, включенных в файл офисного документа).

26. Человекочитаемое представление открытых данных.

Рекомендуется применять инструменты автоматической визуализации наборов открытых данных, что не исключает требования публикации машиночитаемых данных. При визуальном представлении наборов открытых данных, содержащих географические координаты в качестве атрибутов объектов открытых данных, необходимо обеспечить корректное отображение данных объектов на карте местности в соответствии с координатными данными.

Для визуализации табличных данных необходимо использовать инструменты, позволяющие осуществить предварительный просмотр данных в веб-браузере в табличном виде.

27. Требования к архивированию открытых данных.

В случае если размер открытых данных имеет значительный размер (определяется в соответствии с аппаратно-техническими возможностями) рекомендуется архивировать его с помощью алгоритма архивирования LZMA (LZMA2).

В случае если на сайте хранится более 10 версий открытых данных одного набора открытых данных, рекомендуется все версии старше десятой хранить в архивах.

В случае если публикуется многотомный набор, все тома рекомендуется архивировать и хранить в одном архиве.

28. Частота обновления набора данных.

Наборы открытых данных разделяются на оперативные данные (высокая периодичность актуализации данных - чаще, чем 1 раз в неделю) и долговременные (реже, чем 1 раз в неделю).

Для каждого набора открытых данных в паспорте набора должна быть указана дата его актуальности.

Частота обновления набора может быть следующей:

Оперативные данные: больше одного раза в день, ежедневно, еженедельно.

Долговременные данные: ежемесячно, ежеквартально, каждые полгода, ежегодно, по мере изменения данных.

При наличии у обладателя информации соответствующих технических возможностей необходимо стремиться обеспечить хранение всех версий наборов открытых данных.

29. Требования к публикации набора открытых данных через раздел открытых данных на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Адрес страницы набора открытых данных должен формироваться по следующему шаблону: «<адрес официального сайта>/opendata/<код организации>-<наименование набора>».

В случае кириллического адреса сайта он может быть продублирован по адресу «<адрес официального сайта>/открытые-данные/<код организации>-<наименование набора>» (Допускается публикация из адреса поддоменного уровня «opendata.<адрес официального сайта>»).

30. Требования к публикации набора открытых данных через портал открытых данных Администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Специальных требований к адресу публикации наборов открытых данных не предъявляется, за исключением официального стандарта RFC 1738.

31. Требования к публикации набора открытых данных через портал открытых данных Российской Федерации.

Предъявляются требования к метаинформации в части заполнения паспорта и представления структуры открытых данных, а также к машиночитаемому представлению.

32. Дополнительные требования к наборам открытых данных со специфическими технологическими особенностями в части хранения, описания и представления.

К наборам открытых данных со специфическими технологическими особенностями относятся многотомные наборы открытых данных, периодически пополняемые (оперативные) наборы открытых данных и иные типы открытых данных, к которым предъявляются следующие требования:

- в случае значительных объемов (более 30 Мбайт) необходимо пользоваться вышеописанными средствами архивирования согласно п. 27;

- в случае значительных объемов (более 30 Мбайт), частых обновлений (чаще 1 раза в неделю) или необходимости формирования специфических выборок, открытые данные должны предоставляться через программный интерфейс, имеющий опубликованную спецификацию. Программный интерфейс должен обеспечивать возможность полностью автоматического (без участия человека) доступа ко всем сведениям набора открытых данных (спецификации протоколов, форматов данных, первичные параметры доступа к сервису).

Дата создания: 31-03-2017
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *

Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.