Комментарий к Федеральному закону от 9 февраля 2009 года N 8


189.5 Кб
скачать

"Комментарий к Федеральному закону от 9 февраля 2009 года N 8-ФИ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (постатейный) (Великий Л f 1 ) (Подготовлен для системы КонсупьтантПлюс. 2009)

Статья 13. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая в сети Интернет

Комментарий к статье 13
Комментируемая статья как закрепляет законодательно уже сложившуюся практику размещения в сети Интернет информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, так и вводит дополнительные требования.
1. В связи с этим необходимо отметить, что указанная информация, зависит, как определил
законодатель, от сферы деятельности того или иного органа. Сферу деятельности применительно к
комментируемому Закону необходимо определить как пределы компетенции органа государственной
власти или органа местного самоуправления в регулировании государственных или
муниципальных задач и функций, возложенных на тот или- иной орган государственной или
муниципальной власти любого уровня. Именно это является основополагающим фундаментом, на
котором строится вся система информирования населения о деятельности таких органов. Даже для
пользователя информацией в сфере административного управления, не обладающего специальными
знаниями, будет очевидным дублирование или некая "размытость" функций конкретных органов
управления. Поэтому принятие комментируемого Закона, на наш взгляд, преследовало две основные
цели:
привести задачи и функции каждого органа государственной власти или местного самоуправления в соответствие с реальным исполнением своих управленческих или иных задач;
сделать открытой для неопределенного круга пользователей информацией свою сферу деятельности.
Правовой основой деятельности каждого органа государственной власти или органа местного самоуправления является нормативный правовой акт, устанавливающий его задачи и функции. Он определяет, в широком смысле понимания, необходимость его создания и оправдания тех затрат, которые на него произведены. В задачу настоящего Комментария не входит анализ теории организации управленческой деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в современной России. Этому посвящены специальные работы специалистов соответствующего профиля и соответствующей квалификации. В данном же случае автор Комментария прежде всего обращает внимание на встречающуюся обширность аппарата чиновников и неконкретность выполняемых ими задач и функций.
Правовое регулирование сфер деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления может осуществляться разными правовыми актами. Это может быть и федеральный конституционный закон, как, например, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ, так и закон субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (указы, распоряжения), уставы городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, правовые акты органов местного самоуправления.
Определив полномочия, указанные в Законе, законодатель устанавливает требования к общей информации об органе государственной власти или органе местного самоуправления.
2. В подпункте "а" пункта 1 части 1 комментируемой статьи предъявляются требования к
необходимости отражения в размещаемой информации полного наименования органа исполнительной
власти или органа местного самоуправления. Данное требование означает, что должно быть приведено
полное наименование органа государственной власти или местного самоуправления без сокращений.
Обязательному опубликованию в сети Интернет подлежит структура органа со всеми входящими в него
подразделениями. Далее указывается почтовый адрес. Говоря о почтовом адресе, необходимо иметь в
виду, что подпунктом "в" статьи пятой Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О
государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адресом (местом
нахождения) юридического лица является место нахождения его исполнительного органа, по которому
осуществляется постоянная связь с юридическим лицом. Иными словами, в размещаемой информации
должен быть указан тот адрес, который указан в свидетельстве о государственной регистрации
юридического лица, выданном налоговыми органами.
При наличии адреса электронной почты он указывается в обязательном порядке. Должны быть указаны телефоны справочных служб государственного органа или органа местного самоуправления.
3. Подпунктом "б" пункта 1 части 1 комментируемой статьи установлено, что информация,
подлежащая размещению на официальном сайте, должна содержать полномочия, задачи и функции,
структурные подразделения органа исполнительной власти или органа местного самоуправления
и перечень законов и иных правовых актов, определяющих их полномочия.
В данном случае, как правило, на официальном сайте размещаются закон (федеральный или
Дата печати. 18.06 2014 Система КонсулыантПлюс: Постатейные коммойгарии и ыши Писл 1

"Комментарий к Федеральному закону от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (постатейный) (Великий А.П.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)
субъекта Российской Федерации), положение об органе государственной власти или устав городского округа, муниципального района, городского или сельского поселения. Приводится структура органа государственной власти или местного самоуправления, нормативный акт, которым распределяются обязанности между руководителями органа, административные и иные регламенты, определяющие оказание услуг.
4. Необходимым требованием является указание о размещении сведений о территориальных
органах и представительствах за рубежом (при наличии) - подпункт "в" пункта 1 части 1
комментируемой статьи. Относительно таких органов и представительств должны быть размещены также
те сведения, которые предусмотрены подпунктом "а" пункта 1 части 1 комментируемой статьи.
5. Нормативным правовым актом, устанавливающим задачи и функции органа государственной
власти или местного самоуправления, может быть предусмотрено наличие подведомственных
организаций, учредителями которых они являются. На официальном сайте органа, как предусмотрел
законодатель в пункте "г" пункта 1 части 1 комментируемой статьи, должен быть размещен их перечень.
Под подведомственной организацией понимается организация, находящаяся в подчинении
вышестоящего органа управления. Если по статусу подведомственное учреждение является автономным,
то должны быть указаны цели, для которых создано это учреждение, перечень услуг, которые оно
оказывает и их расценки. Понятие автономного учреждения, его правовой статус, порядок создания,
реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования его имущества, основы
управления автономным учреждением, основы отношений автономного учреждения с учредителями и с
участниками гражданского оборота, ответственность автономного учреждения по своим обязательствам
закрепляются в Федеральном законе от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Автономное учреждение может иметь только одного учредителя. Им являются:
Российская Федерация в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (полномочия осуществляет федеральный орган исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации);
субъект Российской Федерации в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации (полномочия осуществляет исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации);
муниципальное образование в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности (полномочия осуществляет орган местного самоуправления в порядке, определяемом местной администрацией).
Федеральными законами или нормативным правовым актом Президента Российской Федерации может быть предусмотрено, что функции и полномочия учредителя автономного учреждения исполняют иные органы власти.
6. Как предусмотрено в подпункте "д" пункта 1 части 1 комментируемой статьи, в сети Интернет
размещается информация о руководителях государственного органа или органа местного
самоуправления и их структурных подразделений и представительств за рубежом (при наличии). Законом
предусмотрено, что это фамилия, имя, отчество соответствующего руководителя, а также, с его согласия,
иная информация. Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой
государственными и муниципальными органами, юридическими лицами, физическими лицами с
использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка
персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций),
совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, регулируются
Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ. В нем закрепляется, что персональные данные
лица - это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой
информации физическому лицу, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место
рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы,
другая информация. Подробнее об этом говорилось в комментарии к статье 2.
Да!у печап и 1В 06 2014 Сие г ома Консультант! linoc; 11остатейные комментарии и киип

"Комментарий к Федеральному закону от 9 фонраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов г Самоуправления" (постатейный) (Великий А П ) (Подгогоштн для системы КонсультантПлюс, 2009)
7. Подпунктом "е" пункта 1 части 1 комментируемой статьи предусмотрено, что в сети Интернет
размещаются сведения о том, какие перечни информационных систем, банков данных, реестров,
регистров находятся в ведении государственных органов, органов местного самоуправления и
подведомственных им учреждений.
Данное требование является новацией Для пользователя информации прежде всего важны конкретные сведения для практического применения в повседневной жизни. Для правильного применения этой нормы необходимо правильно определить эти понятия.
Информационная система согласно статье 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ - это совокупность содержащейся в базах данных информации (сведения, сообщения, данные независимо от формы их представления) и обеспечивающих ее обработку информационных технологий (процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов) и технических средств.
Банк данных - это автоматизированная информационная система централизованного хранения и коллективного использования данных. В состав банка данных входят одна или несколько баз данных, справочник баз данных, СУБД, а также библиотеки запросов и прикладных программ.
Реестр - список, перечень, опись.
Регистр - список, указатель, книга записей, учетный документ, имеющий правовое значение.
Необходимо отметить, что наличие вышеперечисленных сведений должно быть предусмотрено в нормативных актах, регулирующих деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и их подведомственных учреждений. Здесь же должен быть отражен порядок получения информации, а также указано, какая информация предоставляется бесплатно, а какая за плату. Должны быть указаны сроки предоставления этих сведений и гарантии их достоверности.
8. Многие органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с
Законом РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 являются учредителями средств массовой
информации. Поэтому комментируемый Закон требует в подпункте "ж" указывать эти средства массовой
информации. Возможность для государственных и муниципальных органов являться учредителями
средств массовой информации закреплена в статье 7 указанного Федерального закона: учредителем
(соучредителем) средства массовой информации может быть в том числе государственный орган;
учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации в соответствии с Федеральным
законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ может быть орган местного самоуправления.
9. Пункт 2 части 1 комментируемой статьи предусматривает размещение в сети Интернет
информации о нормотворческой деятельности органов государственной власти и органов местного
самоуправления.
При этом законодатель предусмотрел два варианта указанной деятельности, связанной с изданием нормативно-правовых актов данными органами.
10. В подпункте "а" регулируется публикация в сети Интернет нормативных правовых актов,
изданных самим органом государственной власти или органом местного самоуправления, внесенных в
них изменений, сведений об утрате ими юридической силы, признании судом недействующими и
сведений о государственной регистрации в случаях, установленных законодательством Российской
Федерации.
11. В подпункте "б" говорится о публикации в сети Интернет текстов проектов законодательных и
иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, текстов проектов муниципальных правовых актов, внесенных в
представительные органы муниципальных образований.
Каждый орган государственной власти или орган местного самоуправления наделяется в пределах своей компетенции правом регулирования тех или иных общественных отношений. Публичность власти любого уровня означает прежде всего возможность принятия правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц или какой-то определенной группы лиц. Принимаемые ими нормативные правовые акты в соответствии с комментируемыми нормами должны размещаться в сети Интернет, равно как все изменения, внесенные в них, а также сведения об утрате силы и государственной регистрации данных актов.
Государственная регистрация - это комплекс мер уполномоченного органа по проверке соответствия нормативного правового акта действующему законодательству. Так, на федеральном уровне действует Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" на федеральном уровне.
Аналогично решается вопрос с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, учет которых ведут территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации. Регистры
Дата печати 1В 06 201-1 Сисюма Консультант! liuoc I loci атомные комментарии и книги Писл 3

"Комментарий к Федеральному закону от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органон местного самоупрэцления" (постатейный) (Великий А П ) (Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2009)
нормативных правовых актов органов местного самоуправления ведут уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Правильное понимание правоотношений, регулируемых подпунктом "б", не должно вызывать особых сложностей. Субъект законодательной инициативы, подготовив законопроект и внеся его в законодательный (представительный) орган, публикует текст законопроекта на своем сайте в сети Интернет. Представляется, что законодательный (представительный) орган до принятия нормативного правового акта также должен опубликовать его на своем сайте.
Однако применительно к антикоррупционным мерам, принимаемым в стране, данный подпункт необходимо уточнить. Как известно, разработкой законопроектов занимаются не только субъекты законодательной инициативы, но и органы, не обладающие этим правом. Зачастую субъект законодательной инициативы только подписывает предложенный ему вариант. Но может сложиться такая ситуация, когда предложенный законопроект субъект законодательной инициативы отклоняет. В настоящее время идет широкое обсуждение инициативы Министра юстиции Российской Федерации о создании общественных экспертных советов по изучению законопроектов. Может сложиться ситуация, когда полезный для общества законопроект "застрянет" в недрах аппарата субъекта законодательной инициативы. Для исключения такой ситуации было бы правильным внести в эту норму дополнение, согласно которому подлежат размещению все законопроекты, переданные субъекту законодательной инициативы, а не только те, которые направлены в законодательные (представительные) органы государственной власти и местного самоуправления.
12. Для размещения информации о государственных и муниципальных заказах, как правило,
используется отдельный сайт органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эта
процедура подробно в деталях регулируется Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ. Здесь
же размещаются жалобы участников конкурсов, принятые по ним решения уполномоченных органов,
постановления арбитражных судов.
13. Подпункт "г" предусматривает размещение в сети Интернет сведений об административных
регламентах и стандартах государственных и муниципальных услуг.
Административные регламенты принимаются для федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года N 679. Аналогичными нормативными актами регулируются правоотношения с принятием административных регламентов в субъектах Российской Федерации и в органах местного самоуправления.
Под стандартом государственных и муниципальных услуг понимается нормативный акт, устанавливающий качественные и количественные характеристики, требования, которым должно соответствовать оказание государственных или муниципальных услуг в определенной области (сфере).
Представляется, что данный раздел должен быть реализован на практике достаточно полно, т.к. является наиболее востребованным населением.
14. Подпункт "е" предусматривает необходимость предоставления информации, регулирующей
порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным
органом, его территориальными органами и органами местного самоуправления. Правила обжалования
таких актов в гражданском судопроизводстве закреплены в главе 24 ГПК РФ "Производство по делам о
признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части". Гражданин,
организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным
правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного
лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами
и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе
обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 года N 2 под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном ГПК РФ, заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации. Часть 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации закрепляет, что Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации
Дата печати 10 06 2014 Система КонсулыантПлюс Постатейные) комментарии и книги

"Комментарий к Федеральному закону от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении достула к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (постатейный) (Великий А П ) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)
и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда, согласно пункту 2 статьи 29 АПК рассматриваются в арбитражном процессе.
В качестве примера результата обжалования нормативно-правового акта в суде можно привести решение Верховного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 года N ГКПИ09-281, согласно которому по заявлению физического лица был частично признан недействующим пункт 6 Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 года N 759. В результате тысячи автомобилистов были освобождены от платы за перемещение автомобиля и оплаты первых суток хранения автомобиля на стоянке.
15. Пункт 3 части 1 комментируемой статьи предусматривает необходимость размещения
информации об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и
иных программах.
Целевая или комплексная программа - совокупность взаимоувязанных по срокам, исполнителям, материально-техническим, финансовым и организационным ресурсам мероприятий в какой-либо социально-экономической сфере. Могут быть федеральными, региональными и муниципальными. Характерными признаками целевых программ являются: определение конечной цели в установленные сроки и соответствующее финансирование. Средства на целевые программы предусматриваются в бюджетах каждого уровня власти и принимаются законами.
Иные программы - это любые программы от федерального до муниципального уровней, связанные общностью цели. Это могут быть как программы освоения космоса, так и программы сноса ветхого жилья.
Участие в целевых и иных программах связано прежде всего с получением бюджетных средств и рациональным их использованием в интересах той или иной территории.
Международное сотрудничество, особенно на региональном и муниципальном уровнях, не является доступной информацией для большинства населения. Это не касается вопросов приграничной торговли, где традиционно на протяжении большого времени сформировалась система взаимного сотрудничества. Необходимость информирования об официальных визитах и рабочих поездках руководителей органов государственной власти и местного самоуправления и официальных делегациях должна сопровождаться размещением сметы расходов и полученного экономического эффекта от этих мероприятий (общее количество заключенных контрактов, их сумма, сколько рабочих мест будет задействовано)
16. Правоотношения, связанные с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
принятием мер по обеспечению их безопасности, регулируются Федеральным законом от 21 декабря
1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера", а также ведомственными нормативными актами, законодательством субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 6 указанного Закона информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них. Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой
Дата печати' 18 06.2014 Сисюма Консультант! 1пюс. Постатейные комментарии и книги Лисл 5

"Комментарий к Федеральному закону от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (постатейный) (Великий А. П.) (Подготовлен длн системы Консулы аи г Плюс, 2009)
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок обеспечения населения, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусмотрены нормами статьи 7 указанного Закона, согласно которой мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
Комментируемая норма также предусматривает размещение иной обязательной информации, предусмотренной федеральным и иным законодательством. Так, например, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказания услуг. Размещаемая информация в первую очередь будет зависеть от задач и функций, выполняемых тем или иным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
17. На отдельную часть органов государственной власти и местного самоуправления возложены функции контроля и надзора в соответствии с нормативными актами, регулирующими их деятельность. Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 под функциями по контролю и надзору понимаются:
осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, является федеральная служба.
Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1 устанавливает, что прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверка - одна из форм осуществления названными органами и другими, обладающими функциями по контролю и надзору, своих полномочий. Законодатель в пункте 5 комментируемой статьи возложил на такие органы обязанность размещать информацию о результатах проведенных проверок. Здесь же, в продолжение логики законодателя, указывается и на размещение сведений о принятых мерах: количестве лиц, привлеченных к ответственности, сумме наложенных и реально взысканных штрафов, заявленных исках и результатах их рассмотрения судами, сумме добровольно возмещенного ущерба.
Новым в данной норме является требование о размещении информации о результатах проведенных проверок в самом государственном органе, органе местного самоуправления и подведомственных им организациях. Так, нормами статей 23, 24, 25 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 предусмотрено издание по результатам проверок следующих актов прокурорского реагирования: протесты, представления, постановления. Представляется, что орган государственной власти, орган местного самоуправления и подведомственные им организации в обязательном порядке должны размещать акты прокурорского реагирования, а также результаты их рассмотрения на своих сайтах. В случае обжалования таких актов в суде - результаты рассмотрения
Дата печати: 18 06.2014 Система Консультант Плюс: Постатейные комментарии и книги Цист 6

"Комментарий к Федеральному закону от 9 февраля 2009 сода N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государстценных органов и органов меаного самоуправлении" (постатейный) (Великий Л П ) (Подготовлен для системы КонсулыажПлюс, 2009)
судом.
Аналогичным образом должен быть решен вопрос о размещении информации о результатах проверок иных надзорных и контролирующих органов, в большом количестве существующих в Российской Федерации.
18. Требование законодателя о размещении текстов официальных выступлений и заявлений
руководителей и заместителей руководителей государственных органов, их территориальных органов,
органов местного самоуправления не представляет сложности в применении. Единственное, на что
необходимо обращать внимание, - это то, чтобы в размещаемые тексты не попала информация
ограниченного доступа.
19. Пунктом 7 комментируемой статьи предусмотрено размещение в Интернете статистической
информации о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе
статистические данные, характеризующие социально-экономические показатели, регулирование которых
отнесено к компетенции того или иного органа государственной власти или органа местного
самоуправления. ' ■
Правовым основанием для реализации настоящей нормы является Федеральный закон от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики", в соответствии с которым в Российской Федерации реализуется единая государственная политика в сфере официального статистического учета, направленная на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой статистической информации о социальных, экономических, экологических и других общественных процессах в стране.
Предоставление первичных статистических данных регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года N 620, которым утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета.
Разумеется, не все статистические данные могут заинтересовать пользователя информацией Жителям регионов, например, будет интересно знать, каково состояние показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
Вместе с тем комментируемым Законом определены сведения, которые должны быть обязательно опубликованы. Это касается сведений об использовании государственным органом, его территориальными органами, органами местного самоуправления, подведомственными им организациями выделенных бюджетных средств, а также сведений о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам.
20. Следующим требованием к размещаемой информации является указание о размещении
сведений о кадровом обеспечении государственного органа и органа местного самоуправления.
Порядок поступления на государственную службу регулируется главой 4 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ и Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации"
Указанными правовыми актами провозглашен принцип доступности для граждан Российской Федерации к ; осударственной службе федерального и регионального уровней с учетом квалификационных требований к претендентам. В задачу автора настоящего Комментария не входит подробный анализ законодательства, регулирующего вопросы поступления на государственную службу Однако хотелось бы остановиться на следующих моментах.
Прежде чем размещать информацию о проведении конкурса для замещения вакантной должности в органе государственной власти, каждый такой орган должен локальным нормативным актом определить квалификационные требования по каждой должности государственной гражданской службы, предусмотренное' штатным расписанием этого органа, из общего количества должностей государственной ;ражданской службы, определить должности, которые не замещаются по конкурсу в соответствии с действующим законодательством. Далее, опять же локальным правовым актам, создается конкурсная комиссия органа и утверждается положение о ее работе. В указанную комиссию включаются как работники органа государственной власти, так и независимые эксперты, число которых не должно быть ниже двадцати пяти процентов от общего количества членов комиссии.
После проведения предварительной работы в каждом органе определяют наличие вакансий. Причем если существует кадровый резерв данного органа, то конкурс не объявляется, а вакантная должность замещается государственными служащими и гражданами, состоящими в резерве с учетом квалификационных требований по вакантной должности.
Дата печати: 1В 06.201*1 Система КонсульгантПлюс Постатейные комментарии и кми!и llnci 7

"Комментарий к Федерапы юму закону от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов месшот самоуправления" (постатейный) (Великий А.П.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)
Изучение сайтов государственных органов показало, что во многих регионах сведения о вакантных должностях размещаются не только на сайте того или иного органа, но в целом на информационном портале субъекта Российской Федерации в разделе, касающейся кадрового обеспечения. Такую практику необходимо признать правильной, т.к. это увеличивает возможность для более широкого круга лиц получать соответствующую информацию.
Требования к размещаемой информации четко изложены в подпунктах "а" - "е" комментируемой нормы Закона и в применении сложностей не вызывают. Так, на сайте должна содержаться информация о порядке поступления граждан на службу, квалификационные требования к кандидатам, условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей, номера справочных телефонов, по которым можно получить консультации по данному вопросу, перечень образовательных учреждений, подведомственных органу (если такие имеются) с указанием их почтовых адресов и номеров телефонов.
При замещении вакантных муниципальных должностей имеются некоторые особенности, установленные Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ:
Во-первых, указанным Законом определены общие принципы и подходы к организации муниципальной службы, основное же правовое регулирование делегировано субъектам Российской Федерации (как пример можно привести Закон Московской области от 24 июля 2007 года N 137/2007-03 "О муниципальной службе в Московской области", Закон Саратовской области от 2 августа 2007 года N 157-ЗСО "О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области", Закон Ивановской области от 13 мая 1999 года N 15-03 "О муниципальной службе Ивановской области" и др.).
Во-вторых, на муниципальную службу могут быть приняты не только граждане Российской Федерации.
В-третьих, необязателен конкурсный отбор кандидатов для замещения должностей муниципальной службы. Таким образом, информация, предусмотренная для размещения на сайте муниципального образования, будет иметь эти отличительные особенности.
21. Важной особенностью работы государственных органов и органов местного самоуправления
является их постоянное взаимодействие с населением. Одним из проявлений такой связи граждан и
властных структур является прием граждан по личным вопросам и рассмотрение их письменных
обращений. Поэтому в соответствии с требованиями комментируемого Закона, а также Федерального
закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ в сети Интернет должна быть размещена информация, касающаяся
работы государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан
(физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов
и органов местного самоуправления. Необходимо отметить, что указанные вопросы деятельности
органов власти и местного самоуправления находят свое регулирование в инструкциях по
делопроизводству, административных регламентах, нормативных актах, регулирующих работу
структурных подразделений, отвечающих за работу сданными обращениями.
Комментируемый Закон установил, что все эти данные должны находить свое отражение в размещаемой информации. Кроме того, указываются время и порядок приема граждан, представителей юридических лиц и общественных объединений, полные данные о должностных лицах, отвечающих за организацию приема, справочные телефоны, а также аналитические обзоры о результатах рассмотрения обращений и принятых по ним мерах.
22. Государственные органы и органы местного самоуправления вправе размещать иную
информацию, которая в соответствии с комментируемым Законом не нарушала бы прав и свобод
граждан и юридических лиц, не раскрывала бы сведений ограниченного доступа. Например, к такой
информации может относиться история конкретного органа, практические рекомендации, адресованные
пользователям информацией, в сфере полномочий органа.
23. Перечень такой информации устанавливается нормативным актом самого органа, а
компетенция определения этих перечней регулируется статьей 14 комментируемого Закона.






Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *

Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.